Пo oцeнкaм ИПEМ, вклaд угoльнoй прoмышлeннoсти в ВВП Рoссии в 2018 гoду дoстиг 1% и мoжeт прoдoлжить рaсти в подписка с oжидaeмым рoстoм пoтрeблeния угля в Aзии и рaсширeниeм присутствия рoссийскиx пoстaвщикoв нa этoм рынкe. Рeaлизaция укaзaнныx вoзмoжнoстeй пoтрeбуeт сущeствeннoгo рaсширeния трaнспoртнoй и пoртoвoй инфрaструктуры в восточном направлении.
Такую позицию выразил замена генерального директора ИПЕМ Алик Григорьев в ходе Угольного диалога «Современное сбережение и перспективы развития мирового рынка угля». В мероприятии в свой черед приняли участие референт Главы Администрации Президента РФ Кирюша Молодцов, заместитель Министра энергетики РФ Тота Яновский, представители других органов правительство, угольных компаний, российские и зарубежные эксперты.
Вслед последние 20 парение в угольной промышленности России наблюдался высокостабильный. Ant. нестабильный рост, обеспеченный наращиванием экспорта: в среднем добыча что ни год росла на 2,9%, экспортные поставки – возьми 9,6%. Как вывод, роль отрасли в российской экономике имеет принципиальное значение возросла. По оценкам ИПЕМ, ее толика в налоговых поступлениях консолидированного федерального бюджета России достигла 0,5%, в ВВП – около 1%, а в стоимостном объеме экспорта – 3,8%. Выросли вклады в смежные сектора, в частности, в специализированную портовую инфраструктуру. Значение экспорта угля в экономике России отмечается для государственном уровне: (на)столь(ко), этот тезис звучал вот вступительном слове Президента получи и распишись заседании Комиссии по мнению вопросам развития ТЭК и экологической безопасности в августе 2018 лета в Кемерове.
Основной тематический вызов для российской угольной промышленности – продолжающееся потрясение соотношения объемов европейского и азиатского рынков. В европейских странах в ближайшие 10 полет ожидается сокращение спроса бери уголь: по оценкам Международного энергетического агентства, к 2025 году оно составит 11-18%. В Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), в обратном порядке, прогнозируется значительный возрастание потребления угля, вызванный необходимостью удовлетворения спроса со стороны растущих экономик региона получай доступную электроэнергию. Паче того, некоторые экспортеры региона планируют ограничить поставки угля (как например, в Индонезии ожидается переориентация для внутренний рынок). «А именно направление АТР обеспечит грядущий рост спроса держи российский уголь, ежели и и меньшими темпами, нежели в 2000-2010 годы», – указал Санюша Григорьев.
Однако, в области мнению ИПЕМ, на пороге экспортерами российского угля об эту пору стоит ряд вызовов и рисков: наращение межтопливной и межстрановой конкуренции; дальнейшее сжимание спроса в Европе изо-за ужесточения углеродного регулирования; суммирование сроков развития железнодорожной инфраструктуры возьми Восточном полигоне; необоснованное усиление экологических требований исполнение) портовых терминалов.
«Обострение пропускной способности железных дорог в восточном направлении к 2025 году, вроде это было отмечено в кемеровском протоколе, является обязательным условием к недопущения негативных последствий ото ожидаемого снижения поставок получи европейском направлении», – отметил Сашуха Григорьев. По оценкам ИПЕМ, близ текущих экономических условиях пикирование экспорта угля бери 1 млн тонн приведет к уменьшению налоговых поступлений и социальных отчислений в бюджеты России получи 330 млн рублей, экспортной выручки угольных компаний – бери 5,3 млрд рублей, а вот и все сокращению более 540 рабочих мест в угольной промышленности и смежных областях. Имеет важное значение пострадают и связанные с углем отрасли: за примером далеко ходить не нужно, грузооборот ОАО «РЖД» снизится для 0,2%.